Автоновости от Handelsblatt: Автомобильную отрасль Германии ждут потрясения
Автопром - крупнейшая промышленная отрасль в Германии. На сегодняшний день в немецкой автомобильной отрасли занято 750 тыс. человек,
а годовой оборот составляет более 170 млрд евро. Однако в последнее время начинает лихорадить и ее. Мировой автопром ждут серьезные
изменения, и немцы, разумеется, не останутся в стороне.
Немецкое правительство отлично осознает, какую роль в экономике страны играет автомобильная промышленность. Каждое седьмое рабочее
место в стране прямо или косвенно связано с этой отраслью. Именно поэтому канцлер Германии Ангела Меркель во время открытия Международного
автосалона во Франкфурте назвала автомобильную промышленность «мотором для роста и занятости в Германии». Однако и ее в ближайшие
годы ждут сильные потрясения. Исследования, проведенные газетой Handelsblatt и компанией A. T. Kearney, доказывают, что новые конкуренты
из развивающихся стран и ипотечный кризис в США неизбежно приведут к перераспределению соотношения сил.
После долгой стадии затишья сейчас начали появляться сообщения как о потенциальных слияниях, так и о продажах компаний. Как считает
Николаус Зелльнер, партнер A.T. Kearney, автомобильная промышленность сейчас концентрируется по-новому. Новый лидер рынка, Toyota,
заметно растет, Porsche ожидает поглощения Volkswagen, а Daimler перестраивается после отделения Chrysler. Не дремлют и конкуренты.
Индийская группа Tata отмечает наиболее значительный рост по сбыту и стоимости. В Китае благодаря кооперации между SAIC и Nanjing
вырастает новый автомобильный гигант. Не исключено, что выставленные на продажу марки категории люкс Jaguar и Land Rover отойдут к
китайским или индийским производителям.
Что это означает для немецких автопроизводителей? В мировом масштабе динамику их развития в последние годы можно назвать посредственной.
Ни одному из немецких автоконцернов не удалось в период с 2002 по 2006 годы достичь одновременно и высокого роста объемов продаж,
и значительного увеличения стоимости. За исключением, пожалуй, Porsche, который смог благодаря VW существенно увеличить стоимость
компании. «Немецкие производители, например, Volkswagen, Mercedes и немецкие «дочки» американских концернов, растут на устойчивых
рынках Европы и Северной Америки медленнее, чем японские и корейские компании», - отмечает Фрэнк Реттей, эксперт по автомобилям из
A.T. Kearney. Немецкие автоконцерны уже давно перестали доминировать в мировой автоиндустрии. Лидирующие позиции перехватили Toyota,
General Motors, Ford, Renault-Nissan, и только после них идет Volkswagen, хотя концерн из Вольфсбурга прикладывает все усилия для
того, чтобы к 2020 году стать одним из трех лидеров отрасли и продавать около 15 млн автомобилей.
Одним из решающих растущих сегментов для отрасли в ближайшие годы станет прозводство супердешевых автомобилей стоимостью до 6000
долл. Этот сегмент будет расти наиболее значительно благодаря развивающимся странам. Почти все крупные автоконцерны намерены продвигать
в ближайшие годы новые микролитражки. Volkswagen уже представил на Международном автосалоне новую концепцию под названием Up. Renault
с маркой Dacia и итальянский FIAT, сотрудничающий с индийской Tata, продвинулись еще дальше. Они уже продают, либо планируют продавать
автомобили такого класса. Согласно данным Boston Consulting Group, в 2005 году на долю микролитражек приходилась одна четверть от
51 млн автомобилей, продаваемых во всем мире, а в 2015 году их будет уже одна треть.
Поведение покупателей приведет в ближайшее время к тому, что отрасль станет еще более полярной. Клиенты будут все больше интересоваться,
с одной стороны, марками класса премиум, а с другой - дешевыми автомобилями. Таким маркам, как Ford, Opel, Peugeot и Renault, занимающим
традиционно срединное положение на рынке, в дальнейшем, по мнению аналитиков из A.T. Kearney, придется нелегко. Немецкие автопроизводители
Audi, BMW, Mercedes и отчасти VW, напротив, окажутся в выигрыше.